Одна разновозрастная группа: Солнышко
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные группы, педагогам разновозрастных групп приходится нелегко, особенно в маленьких населенных пунктах. Так как, разновозрастные группы в малокомплектных детских садах формируются по иному принципу, не так как должны.
Стоит отметить, что формирование групп должно происходить с учетом возрастных, психологических, интеллектуальных особенностей ребенка. Предварительно должна проводиться беседа с психологом, которая помогает выявить интересы и возможности малыша. После этого ребенок определяется в ту или иную группу. При этом в разновозрастной группе непременно будут его сверстники, поэтому вы можно не беспокоиться, что по возрасту он будет ощущать себя «белой вороной». А вот стремление быть примером или возможности подражать старшим товарищам будет предостаточно, чего нет в одновозрастной группе. В такую группу должны входить дети от 4 до 6 лет.
А что же происходит в малокомплектных детских садах, где всего один сад, одна разновозрастная группа? В группу ходят дети от 1,5 до 7 лет, при наличии пяти возрастов, детей может быть 15 и более. Сложность всей работы в данной ситуации сложно описать. И уж о беседах с психологом не может быть и речи и никакой гарантии, что у ребенка будет сверстник его возраста.
Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:
- знать программы всех возрастных групп;
- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
- обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями особенностями.
Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Причем индивидуальный подход нужно осуществлять на занятиях, в свободной игровой деятельности и в режимных моментах.
Перед педагогом стоят разнообразные задачи, например:
- как организовать образовательную деятельность в разновозрастной (смешанной) группе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- как организовать режимные моменты и самостоятельную игровую деятельность в разновозрастной (смешанной) группе;
- как построить микроклимат в группе так, чтобы было комфортно всем детям;
Решение этих задач требует ежедневного кропотливого труда. Педагогу нелегко построить образовательную деятельность, особенно молодому специалисту. Опыт приходит с годами, ведь в учебных заведениях не учат, как работать в таких условиях. Тогда педагог сам начинает искать пути решения, возникших перед ним проблем.
Начинает изучать литературу, опыт работы других педагогов, пробует разные варианты, использует различные методы и приемы, и начинает использовать самые удобные и подходящие для себя и для определенной группы методы и приемы, для каждого ребенка индивидуально, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей.
В разновозрастных группах удобнее проводить подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия для разных возрастов отличаются по времени и по содержанию.
Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Итак, основные трудности педагогов в разновозрастной группе:
1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени у педагога.
Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро деятельности.
Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа, укомплектована детьми разных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы всех возрастов. Это ранняя (1,5-3 лет), младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет) группа, старшая (5-6 лет), подготовительная к школе (6-7 лет) группы.
На каждую группу у педагогов разработана рабочая программа, в которой прописана деятельность с детьми (возрастные особенности, комплексно тематическое планирование и другое).
Организованная образовательная деятельность в группах строиться согласно учебного плана с соблюдением СанПин.
Занятия проводятся согласно тематическому планированию, рабочей программы воспитателя и утвержденной сетки занятий.
Обучающая программа
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, формированию и развитию личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольной ступени образования:
- Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»